Главная » 2012 » Март » 27 » Отчет о поездке кайтами на о. Валаам 09.03.12-10.03.12гг.
Отчет о поездке кайтами на о. Валаам 09.03.12-10.03.12гг.
02:40
Данная поездка к о.Валаам была запланирована еще до начала кайтового сезона 2011-2012г. и почти весь сезон был отчасти генеральной репетицией этого путешествия. Подготовка к ней началась еще до того, как встал лед на Ладожском озере. На мартовские праздники все участники экспедиции направили свой запрос в небесную канцелярию с заказом погоды на 8-11 марта. В итоге запрос был выполнен только наполовину: ветер включили только 9 марта утром, а 11.03 он закончился совсем. На 9е марта давали Южак 3-4 м/с. 8.03 встретили друзей в Лехмалахти и дошли до о.Заячий. Провели холодную ночь в палатке. Днем ребята ушли в Приозерск, а мы решили стартовать. На тот момент были следующие условия:
Ветер: 4 м/с Погода: солнечно, перистые облака. Осадков: нет Температура: -5 С. Видимость: очень хорошая - >25км. Судя по тому, какие острова мы могли видеть Направление движения: NE Время старта: 13.30.
Надо отметить следующий момент: навигатора с собой у нас не было, поэтому мы использовали для ориентирования компас, набор карт и интуиции (две).
Где-то через семь километров после начала движения ветер начал сдыхать Мы двигались вдоль старой трещины, которая уже успела затянуться тонким льдом. Ширина этой полосы льда была метров 10-15, причем он состоял из двух частей – нижний слой сантиметров 20 толщиной, потом слой воды, и сверху тонкий слой хрупкого льда. Снега на ней не было, и поэтому этот участок был похож на длинную черную реку вдоль «берегов», образованных обломками голубого, зеленовато-бутылочного и белого льда Но ветра так и не было. Стали приходить мысли о том чтоб попытаться вернуться назад: Приозерск с этого расстояния был еще виден, у нас с собой были палки, так что если не кайтами, то пешком точно бы дошли. Но примерно через полчаса солнце стало скрываться за пеленой перистых облаков и начало раздувать. Настроение улучшилось =) Ориентиры были следующими: справа от нас оставался остров Верккосари, а слева – острова Хейнасенма. Направление нашего движения было как раз между ними. Сначала мы двигались вдоль трещины, отойдя на безопасное расстояние, но потом она свернула на Восток, и больше не нервировала. Через полтора часа езды ветер усилился. Даже с зажатым триммером начинало откровенно передозить, так как поверхность была скоростная: лед и тонкий слой утрамбованного снега на нем, даже больше похожего на наст. Около острова Войсиносари мы въехали в полосу торосов и решили сделать остановку, чтобы сориентироваться, перекусить и продумать дальнейшие действия. Ветер 9 м/с, порывы – до 11 м/с. Мы уже проехали около 40 км, до финиша оставалось еще порядка 20 км. Валаам уже был виден темной рельефной полосой на горизонте. Путем общего голосования было принято управленческое решение о продолжении поездки на одном кайте – на моем- Gyro 3 площадью 9,5 м. Волокуши, как две собачки, прицепили за мой рюкзак, а меня Леша взял на прицеп. Впереди нас ждали 3 полосы торосов, одна из которых состояла из впечатляющих размеров кусков льда. Было даже где-то непросто искать проезды в этом лабиринте. В какие-то моменты кайт отдыхал в зените из-за потребности в минимальной скорости. При подъезде к Валааму, где-то за 8 км от берега мы столкнулись с самым впечатляющим зрелищем за всю поездку - обрушением кромки льда. Издалека это смотрелось как какое-то небольшое движения отдельных глянцевых кусочков льдины, которые жили не очень активной жизнью и вяло двигались поперек себя. Но когда мы подъехали ближе, стало дурновато от этой величественной картины – это была живая трещина несколько метров шириной, которая то поглощала, то извергала льдины разного размера. Все это сопровождалось впечатляющими звуками ломающегося и звенящего как струна льда, жутковатым шорохом и плеском воды. Вот так на наших глазах творилась ледовая история. Особую пикантность моменту предавали мысли о том, что средняя глубина под нами превышала 100 метров. Протяженность этой трещины сложно оценить – сколько глаз видит… Мы поехали вдоль нее на Восток до маяка (о. Хансипаси). и благополучно перебрались на другой «берег». Вдоль острова нагромождение льда достигали десяти и более метров в высоту и тянулись длинной стеной. Слоеные, разноцветные куски льда почти правильных прямоугольных форм впечатляли и радовали своими необычными пропорциями и масштабом. После того, как мы повернули на СЗ, вдоль береговой линии острова, открылся, на мой взгляд, один из мощнейших сюрреалистичных пейзажей за поездку. Синее небо, бескрайнее белое –серое пространство, черно-белый маяк, отдельные голубые и зеленые мазки льда, и все это залито ослепительным солнцем. Мне даже показалось на какое-то мгновение, что это не более, чем сон. Но тут у меня началась игра «обгони свою волокушу» на фордаке. А было их у меня две, причем они, как собачки довольно настойчиво кидались под ноги и пытались вывести из состояния телесного и душевного равновесия. В это время мы уже проезжали метеостанцию, Красный скит, постепенно приближаясь к месту назначения – Никольскому скиту (Монастырской бухте). Прибыли на место в 18.58 (время отметили). Итого мы были в пути 5,5 часов. Собрали кайты и отправились на лыжах до причала по бухте. На острове разместились в одной из гостиниц для паломников («Зимняя»), и, усталые, но в целом счастливые, завалились спать. 10.03 план был такой: выходим на лед и решаем на месте, куда же ехать. В Сортавала, Лахденпохья или Питкяранта. Каждый вариант имел как свои преимущества, так и свои недостатки. Если бы обещали ветер на 11е, то мы бы подзадержались на остове, но на Вс пророчили затихание, а маршрут хотелось закончить все-таки кайтами, а не аэровафлей или еще чем… Вышли на лед около 13.00. Часть бухты прошли пешком, потом все-таки решили кайтами, но эта затея провалилась, так как бухта узкая, берега высокие, а ветер, соответственно, сильно турбулентный и рваный. В итоге, стартовали уже напротив Никольского скита - у входа в бухту.
Условия были следующими: Ветер: 9-11 м/с Осадки: ливневый снег Температура: -4 Видимость: плохая, не более 1.5 км. Время: 15.10. Направление движения: 340
Покатились в Сортавала, так как из-за плохой видимости и отсутствия навигатора мы могли довольно сильно промахнуться, пытаясь попасть ко входу в Якимоварский залив (вариант Лахденпохья), ну а из Питкяранта не очень то просто убраться домой. Поверхность успела испортиться – на лед нанесло небольшие сугробы. Получался рваный ритм езды, сочетающий ускорение и торможение. Валаам исчез через несколько минут, а через час-полтора, совершенно случайно, из белой пелены вынырнули рыбаки на снегоходе с собакой. Они нам довольно сильно удивились, но все-таки дали правильное направление движения. По их словам, до ближайших островов оставалось 5-6 км, а до Сортавала – около 15 км. Воодушевленные, мы полетели дальше. Через какое-то время нам повезло – из белой пелены показался остров. Как оказалось Мустосари (о-ва Воспоминаний). Эти четыре острова находятся как раз на входе в пролив Маркотимансари, куда мы и стремились. Проехавшая вдоль них ватрушка (аэросани) придала уверенность в том что мы на верном пути. Через какое-то время мы подъехали к группе путешественников на снегоходах, мужики подсказали куда двигаться дальше - все острова довольно похожи, а при плохой видимости и так сложно ориентироваться. Природа пролива впечатляет – скалистые берега с хвойной растительностью, живописно присыпанные снегом. Втягиваться в пролив было довольно уныло – ветер стихал, сливаться по нему было не очень весело, но тем не менее мы хотя бы успевали впитывать в себя окружающие пейзажи – есть на что посмотреть. Так проехали около 10 км. Пролив сузился, вдоль берегов потянулись поселки, домики. Оставшиеся 5 км до города уже не было возможности двигаться кайтами. Мы их собрали, Леша переключил крепление в режим беговых лыж, а я пошла пешком. Пришли к мосту около девяти часов вечера – подзадолбались изрядно. Как знак, прямо у моста была расположена гостиница Volna, в которой мы благополучно и провели ночь.
Утром 10.03.12г. поездом № 350 в 07.20 утра мы покатили домой в СПб.
Бюджет поездки (на двоих, не считая еды): Электричка СПБ-Приозерск – 380 руб. Такси в Приозерске – 300 руб. Гостиница на Валааме – 2000 руб. Гостиница в Сортавала – 1600 руб. Поезд до СПБ – 450 руб. Итого: 4730 руб.
Матчасть: - Кайты Aeros Gyro III 9.5 и GIN Eskimo 2008 10.5 - Горные лыжи и скитуры Hagan Armee с креплениями Diamir Freeride+ - Телескопические палки - Волокуши «Терра»