Ниже приведено обсуждение этой проблемы с авиационной точки зрения (ссылка на обсуждение в самом низу). Думаю, оно будет полезно сервисным и эксплуатационным службам.
Начало цитаты:
...В наш век, космических и авиационных технологий очень противоречивые требования предъявляются к несущим колёсам воздушных лайнеров. Свои требования предъявляют эксплуатанты, пассажиры, авиационные шиномонтажники, военные.
Основные пути решения проблем с колёсами хорошо известны науке ― сейчас в шины научились закачивать гелий, газ просейф с большими молекулами, вакуум, и другие газы. Выгоды от использования лёгких газов в колёсах столь очевидны, что те компании, которые их не применили, не выдержали конкурентной борьбы и попросту разорились.
Начнём с гелия.
Этот газ был разработан ведущими западными химическими компаниями еще в 18 веке. Но с тех пор этот газ постоянно модернизируется, с учётом пожеланий многочисленных заказчиков. Его молекулярная формула хранится в секрете, но каждый год в неё вносят более десятка изменений, чтобы предложить потребителям обновлённый продукт, соответствующий духу времени.
Для чего используется этот газ? В первую очередь, потребители ценят его за устойчивый химический состав (это относится в первую очередь к импортному газу, наш газ не дотягивает до западного по ряду важнейших параметров и по молекулярной формуле) и лёгкость.
В 80-х г.г. прошлого века лучшие умы человечества озаботились задачей, как скрестить дирижабль и простой самолёт. В то время проектировщики дирижаблей перестали получать откаты от производителей водорода, и потому начали использовать более прогрессивный и экономически выгодный лицензионный гелий от ведущих западных производителей.
Место для лёгкого газа нашлось в колёсах. Но тут начались трудности.
Во первых, для увеличения подъёмной силы гелия надо в колёса накачать много ― для увеличения подъёмной силы. Известно, что 1 куб. метр гелия создаёт 1.3 кгс подъемной силы. Потому, идеально, чтобы в колесе было как можно больше этих кубометров ― тогда его будет сильней "тянуть вверх". Размер колеса небезграничен, поэтому гелий приходится сжимать до 120-130 кгс/см2, а в лучших экспериментальных западных образцах авиационной техники научились сжимать гелий до 240 кгс/см2.
Но, поднимая давление гелия, сталкиваемся с другими проблемами ― колесо становится очень упругим, слабо амортизирует на полосе. Ухудшается проходимость колеса по заболоченным и песчаным грунтам, не удовлетворяются требования военных о возможностях взлёта с заболоченных лугов, пойм рек, и вспаханного поля.
Кстати, гелий стали называть 'инертным' газом именно после того, как им стали заполнять шасси. Он и в самом деле обладает огромной инерцией; появились случаи выкатывания. Колеса продолжали вращаться с пробуксовкой даже после остановки самолета. Пришлось искать замену 'инертному' гелию.
С этой точки зрения выгодней использовать итальянский газ просейф ― так как у него просто громадные молекулы (одна молекула в военное время занимает объём около кубического метра), он слабо диффундирует сквозь камеру, и он хорошо пружинит. Технология использования газа просёйф была сперва откатана в автомобильных покрышках ― так, для определённых покрышек удалось достичь пробега в 3-4 миллиона километров без истирания и ремонта ходовой.
Все нагрузки на себя берёт большая молекула просейфа. Она настолько большая, что её приходится вкладывать в разбортованное колесо ― она не пролазит через ниппель! Таким образом, неожиданно остро стал вопрос с квалифицированными шиномонтажниками. Им пришлось забыть всё, о чем он знали раньше ― и всему учиться заново. Запихнуть скользкую как желе, невидимую молекулу просёйфа в колесо ― нелёгкая инженерная и техническая задача. Для этого нужна сноровка, недюжинная физическая сила, и большой опыт.
Остро стал вопрос с качеством молекул ― была разработана государственная система контроля качества молекул нитросейфа ― ГСыККУН и нормы ГСыРУН.
Также большой проблемой стала борьба с контрафактной продукцией. Производители отечественных молекул пробили через Думу закон о введении драконовских налоговых пошлин на импорт просёйфа, гелия и даже вакуума! Якобы для защиты национального производителя, а на самом деле ― для того чтобы ничего не делать, и сдирать налоги. Но это политика. Вернёмся к научной части нашего описания
"чем накачивают колёса самолётов?" читай весь форум
http://www.forumavia.ru/forum/6/3/181627560195330181821081257563_1.shtml